Вход

Забыли пароль?

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (56) здесь было Вт 21 Дек 2021 - 0:02
Ссылки
День Победы Память народа Мемориал Подвиг народа День победы
Часто упоминаемые пользователи
Нет пользователей


Горьковский бригадный район ПВО

Перейти вниз

Горьковский бригадный район ПВО Empty Горьковский бригадный район ПВО

Сообщение автор Васёна Сб 3 Авг 2019 - 12:23

Всем известны стратегические замыслы фашистов: полностью уничтожить или разрушить наиболее значимые военно-промышленные районы СССР. А претворить свои варварские планы в жизнь они планировали с помощью авиации. В Горьковский бригадный район ПВО входили пункты ПВО в следующих городах: Горький, Дзержинск, Балахна, Арзамас, Владимир, Ковров, Иваново, Комсомольск, Кинешма и Муром.

Налеты люфтваффе начались осенью 1941 года. Сначала немцы производили разведку с большой высоты, зависая над Горьковским автозаводом и другими предприятиями. 5 октября были сброшены первые бомбы на город Иваново, а 22-го — в районе Дзержинска (Сейма). В ночь с 4 на 5 ноября немцы совершили крупный бомбардировочный налет на пункты ПВО. К Горькому бомбардировщики подлетали поодиночке и группами от 3 до 16 самолетов, волнами с интервалом 15-20 минут. Основным объектом бомбардировки стал автозавод. Всего в ней участвовало до 150 машин, но к городу прорвалось только 11, остальные под градом зенитной артиллерии ушли назад. Однако те, что прошли огневой рубеж, нанесли удары по заводам имени Ленина, «Двигатель революции» и частично — по ГАЗу.

Следующей ночью еще 150 бомбардировщиков противника совершили новый налет на Горький, прорвалось 14, а остальные были рассеяны на подступах к городу. На этот раз врагу удалось нанести более значительный урон автозаводу. За двое суток всего в городе было убито 127 человек. Хотя в ноябре не был сбит ни один немецкий самолет, но для воинов ПВО это стало боевым крещением, и они испытывали моральное удовлетворение: ведь из 300 самолетов, участвовавших в налетах, только 25 смогли преодолеть заградительный огонь. Остальные, получив различные повреждения, вынуждены были отказаться от прорыва и, сбросив бомбы на подступах к городу, уйти на свои аэродромы базирования. А что стало бы с Горьким, если бы три сотни вражеских бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз?

***

В начале ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО был введен в состав действующей Красной Армии, приняты дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны. На защиту автозавода были направлены 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, а вскоре в город прибыла 142-я истребительная авиационная дивизия.

С 12 по 18 ноября немцы предприняли еще ряд попыток разрушить промышленные объекты Горького, но все они были отбиты. В начале февраля 1942-го фашисты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих налетов. В ночь на 4 февраля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, используя разные направления и высоты. Один из них на большой высоте и с заглушённым мотором подлетел незамеченным к автозаводу и сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены колесный и моторный цеха, убито 17 и ранено 41 человек. Во время этого удара была зарегистрирована масса пусков с земли ракет красного и белого цветов, что свидетельствовало об активных действиях вражеской агентуры, корректировавшей маршруты немецких летчиков.

4 февраля в вечернее время противник пытался совершить новый налет на Горький, Дзержинск и Балахну. В нем участвовало 12 бомбардировщиков, которые пытались прорваться к автозаводу и мостам через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не позволил им приблизиться к намеченным объектам.

В ночь с 23 на 24 февраля 1942 года вражеским самолетам удалось проникнуть в район Горьковского автозавода, но зенитная артиллерия своевременно открыла заградительный огонь, поэтому бомбардировка не состоялась. 22 и 30 мая немцы предпринимали очередные попытки разбомбить автозавод, мосты и другие промышленные объекты, но вынуждены были сбросить 10 бомб на Стахановский поселок и 9 — на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.

***



Войска ПВО в тот период значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусный. Не достигнув успеха, гитлеровцы отказались от прямых бомбардировок объектов в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами: в июле их было 5. Да и от встречи с нашими истребителями немецкие асы старались уклоняться. 27 июля 1942 года старший лейтенант Шавурин на МиГ-3 вылетел на перехват вражеского самолета и обнаружил его на высоте 8000 метров. Завязался бой. Израсходовав весь боекомплект, Шавурин пошел на таран в районе г. Павлово и врезался в «Юнкерс-88». Так, 4 фашистских летчика нашли себе могилу на горьковской земле. Но и наш «ястреб» получил серьезное повреждение и вошел в штопор. Отважный пилот выбросился с парашютом и благополучно приземлился в районе Ворсмы. За этот подвиг Шавурин был награжден орденом Ленина. А в конце 1942 года в боях за Сталинград он совершил еще один таран вражеского бомбардировщика, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

***

Обстановка на фронтах менялась. Немцы примерно на 5-6 июня 1943 года запланировали массированный удар по Москве. Поэтому срочно была усилена противовоздушная оборона столицы. И тогда фашисты отказались от заманчивого намерения, отдав предпочтение новому плану: полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона, тем самым значительно ослабить оснащенность боевой техникой и вооружением советских войск перед решительным сражением на Курской дуге. В ночь с 4 на 5 июня несколько групп бомбардировщиков — общим числом до 45 — взяли курс на Горький. Шли они по трем маршрутам: 1- й — Владимир, Ковров, Вязники, Горький; 2-й — Кулебаки, Арзамас, Горький; 3-й — Саранск, Арзамас, Богородск, Горький. К городу прорвалось 20 самолетов. Главной целью противника была бомбардировка ГАЗа, на заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. А всего в результате этих бомбежек погиб 61 человек, ранено — 210.

Следующей ночью в налете участвовало уже 80 бомбардировщиков, из них один был сбит зенитчиками, а один — истребителями. И все же 30 прорвались. Районами бомбардировки были: автозавод, Соцгород, Сормово, Мыза, аэродром. Среди гражданского населения было убито 90 и ранено 95 человек.

В ночь с 6 на 7 июня немцы совершают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Перед ними стояла задача окончательно подавить сопротивление частей ПВО г. Горького и разрушить его промышленные объекты. Огнем зенитной артиллерии было уничтожено 4 самолета, а 2 сбили истребители. Однако к городу прорвалось 20 фашистских летчиков. В результате бомбежек на ГАЗе погибло 73 человека и 149 было ранено. Основной удар пришелся на центральную и северо-западную части завода.

Следующей ночью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. Огнем защитной артиллерии было сбито 6 самолетов.

Затем было еще три налета. Так, в ночь с 10 на 11 июня в воздух поднялись 110 самолетов, с 13 на 14 июня задействовано 80 боевых машин, а с 21-го на 22-е противник бросил в бой 75 единиц, но к городу никто не смог прорваться. Большинство бомб сбрасывались, как правило, на дальних подступах к объектам. Особенно страдало гражданское население: было убито 158 человек и ранено 393. За время этих ударов враг в ночном небе потерял 8 самолетов. А всего за семь нападений силами ГКР ПВО было сбито 23 и повреждено около 210 бомбардировщиков противника. Однако и наши войска понесли потери: воинов было убито — вечная им слава! — и 27 ранено.

После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.

Следует отметить, что с врагом стойко сражались весь город и каждый его житель. В одном Горьком было организовано 3250 звеньев по борьбе с зажигательными бомбами, более 30 тысяч человек входили в состав рабочих групп, созданных для устранения аварий и разрушений. Совместными усилиями воинов частей ПВО и всех трудящихся города удалось отстоять промышленные объекты и не дать их вывести из строя. Это был яркий пример слияния воинского и трудового героизма. Нельзя не отметить, что в обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами. Так, ГАЗ был восстановлен за сто героических дней и ночей. Уже в июле завод выполнил производственную программу на 127 процентов, а в целом промышленность Горького летом 1943 года вдвое увеличила выпуск продукции по сравнению с 1941 годом, что способствовало успеху наших войск на Курской дуге.



23 июня 1943 года немецко-фашистское командование, поняв бесперспективность своих попыток разрушить Горький и его важные промышленные объекты, было вынуждено отказаться от последующих воздушных ударов. Этот день, по сути, явился исторической датой для нашего города и области. Его можно считать Днем победы сил ГКР ПВО и всех трудящихся в противовоздушной битве за город Горький.

Хочется выразить на страницах газеты сердечную благодарность и признательность всем защитникам города как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующий период. Они день и ночь несли службу в славных войсках ПВО и достойно обеспечивали безопасность нашей страны, чтобы небо всегда было чистым, светлым и мирным.

http://lib-avt.ru/kraevedenie/texts/zashchishchaya-nebo-rodiny
Писатель Николай КУЛЬТЯПОВ.
Васёна
Васёна
Сержант
Сержант

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2016-01-15
Возраст : 51

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения